воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Заработай на чужом таланте: как в Одессе стать продюсером


Все больше и больше наша "Лаборатория слова" превращается в продюсерский центр, который дает путевку у жизнь, новым романам, пьесам, музыке, песням и так далее.  Хорошо это видно по вчерашней презентации книг Елены Антоновой и Алены Москвич. Прошло все супер. О том что же такое продюсер и с чем его едят в этой статье.
Лет пятнадцать назад  слово продюсер употреблялось исключительно в одном контексте с «западной культурой», «акулами шоу-бизнеса»,  и прочими отвратительными вещами. Потом как-то постепенно мы стали этих самых продюсеров и спонсоров не то чтобы уважать, но побаиваться и тайно и страстно желать. Казалось, что именно в них, великих и ужасных, можно найти спасение всему и, в частности, забытой и бедной культуре. Правда, объяснить, чем продюсеры занимаются, никто толком не может. Кто-то считает, что их главное назначение в том, чтобы вовремя доставать кошелек. Другие свято убеждены, что, помимо раздачи денег, продюсеры существуют еще и для того, чтобы эксплуатировать и всячески унижать трепетных и ранимых людей искусства. Заставлять последних работать на износ, на прибыль, а вовсе не во славу высокой эстетики. Так что представление большинства об этой профессии хоть и эмоционально, но лишено смысла и логики. Между тем, продюсерское дело предполагает совершенно конкретные человеческие качества и навыки.
Кто и где
О продюсерах чаще всего вспоминают в связи с различными формами сценического и постановочного искусства: кино, театра, радио, телевидения,  шоу-бизнеса, концертной деятельности, мюзиклов. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор профессиональных функций приблизительно одинаковы.
Итак, менеджер - это администратор. Человек, который управляет жизнедеятельностью реализуемого проекта, будь то спектакль или телепрограмма, кино или мюзикл. Он обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Директор театра — это менеджер, и директор картины — тоже. Менеджер — наемный работник, он может не участвовать в процессе создания проекта, подключаясь на более поздней стадии.
Антрепренер — это просто предприниматель в сфере театрального искусства. И антреприза — это частное театральное предприятие, частный театр. Причем любой формы, в том числе и так называемый «репертуарный театр». Поэтому сочетание «частная антреприза» — это масло масляное. Ограничивать понятие антрепризы разовым театральным проектом тоже неправильно. И Московский художественный театр поначалу был антрепризой, хотя имел постоянную труппу.
Импресарио — еще один участник процесса. Его главная задача — продажа готового продукта. Он занимается прокатом, то есть находит помещение, договаривается об аренде, печатает и распространяет билеты и т.д.
И, наконец, наш герой. Настоящий Продюсер с большой буквы отличается от всех вышеперечисленных тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики.
При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.
Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями.
Театроведы считают, что первым русским продюсером стал Владимир Иванович Немирович-Данченко, потому что именно он был автором идеи нового театра. И, кстати, собственных денег у него часто не было. Или другой пример — Сергей Дягилев. Он задумал «Русские сезоны» в Парижеи потом осуществлял их организацию.
Таким образом, продюсер прежде всего автор, создатель чего-то нового. И лишь на следующей стадии — менеджер, организатор, а в наших условиях иногда и режиссер, и импресарио, и даже исполнитель главной роли.
Персоны
Олег Березкин — театральный и музыкальный продюсер. Он придумал и создал «Классный театр», разработал концепцию репертуара. Этот театр ставит спектакли по произведениям, включенным в школьную литературную программу. Березкин просчитал аудиторию (школьники средних классов), набрал артистов, постановщиков, пригласил режиссера, арендовал помещение. И теперь театр живет на собственные доходы.
«Мы играем много, часто, ездим на гастроли, делаем новые спектакли. Частному театру, в отличие от государственного, живется очень трудно. Я проработал 15 лет в государственном театре и вижу огромную разницу. Мы не можем позволить себе длительных отпусков или пустых залов. Знаете, я не умею просить деньги у банкиров, предпринимателей. У меня есть один критерий: если зрители не станут приходить на спектакли, мне будет нечем платить зарплату», — говорит Березкин. Он считает, что одно из главных качеств продюсера — стремление к лидерству. Без сильно развитых честолюбия и амбициозности невозможно увлечь людей собственными идеями. Плюс, безусловно, хорошее образование, творческий потенциал и умение много и напряженно работать.
Кроме театра, Олег Березкин занимается организацией концертов, в частности, Владимира Спивакова. Он считает, что в области классической музыки, в отличие от кино и шоу-бизнеса, с продюсированием полная неразбериха.
В российском кино большинство нынешних продюсеров «происходит» из режиссеров и актеров. Например, один из самых успешных в этой области Сергей Сельянов сначала приобрел известность как талантливый режиссер. Его первый фильм «День ангела», снятый практически подпольно, произвел в свое время сенсацию. Затем были «Духов день» и «Время печали еще не пришло». И уже потом появилась кинокомпания «СТВ», где Сельянов продюсировал фильмы других режиссеров: «Особенности национальной рыбалки», «Блок-пост», «Про уродов и людей», «Кукушка», «Война» и т.д. Фильмы «СТВ» получили множество призов — как российских, так и международных. Особенно шумный успех выпал на долю ставшего культовым «Брата».
Сельянов считает, что любой кинорежиссер по сути уже продюсер. Потому что должен заботиться не только о том, чтобы придумать и снять фильм, но уметь организовать его «раскрутку» и продажу. Поскольку первые фильмы Сельянова никем не финансировались, он научился многое делать самостоятельно, своими руками. В том числе находить деньги на съемки.
Режиссерское чутье и талант помогают Сельянову чувствовать, какой фильм может стать событием, а какой — нет. «Это интуитивный процесс. Нет никаких правил, и все решают чувства, знания, представления о том, каким будет какой-то следующий фильм», — отвечает продюсер на вопрос о критериях качества сценария.
Вообще, в нашем кино переход из артистов или режиссеров в продюсеры — явление обычное, если не сказать традиционное. Хорошо зная весь процесс кинопроизводства изнутри, обладая к тому же организаторскими способностями и хорошим запасом честолюбия, некоторые из новоиспеченных добиваются немалых успехов.
Один из примеров — Сергей Жигунов. Начав карьеру в кино с ролей романтических героев (самый известный — Сашка Белов из «Гардемаринов»), он очень скоро ступил на дорогу кинобизнеса. Фильм «Подземелье ведьм», где он снялся в одной из главных ролей, что называется, лег на полку. И пришлось Сергею вместе с коллегой-артистом самим заниматься прокатом, ездить с копиями по стране.
Через некоторое время появилась собственная студия, со временем превратившаяся в одну из самых крупных и стабильных кинокомпаний. Сейчас Жигунов, безусловно, больше продюсер, нежели актер. Его компания снимает кинофильмы («Черный квадрат», «Принцесса на бобах», «Раздетые»), телефильмы и сериалы («Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Что сказал покойник» и другие).
Талант менеджера и организатора помог Жигунову проводить кинофестивали, стать президентом Гильдии киноактеров. И лишь иногда актера можно увидеть на экране, в тех ролях, которые ему глубоко симпатичны. Как, например, легкий и обаятельный Арчи Гудвин в новом сериале про Ниро Вульфа.
Продюсер — профессия непубличная. Если в шоу-бизнесе имена самых известных и удачливых продюсеров на слуху, то в кино и в театре не так.
Даже на телевидении известны лишь те, кто, как и в кино, совмещает журналистскую деятельность с продюсерской. Яркий пример — Алексей Пиманов. Начав с создания документальных фильмов, затем выступив в качестве ведущего программы, он пришел к созданию своей телекомпании «РТС». И сейчас говорит: «Я привык к тому, что 80% своих мозгов и времени я вкладываю не в собственное творчество, а в других людей, не всегда, кстати, благодарных... Если бы мне предложили успокоиться на пять лет, только делать свою программу и обеспечивать ей рейтинг, и все, я бы спокойно занимался своим проектом. Но я знаю, что это невозможно. На телевизионном рынке нужно быть сильным».
Компания, которой руководит Алексей Пиманов, выпускает программы «Процесс», «Человек и закон», «Здоровье», «Мир женщины», «Документальный детектив», «Экстренный вызов» и уникальную по своей сложности передачу «Вкусные истории». Пиманов участвует в создании программ на всех этапах: выработка концепции, подбор команды, изменения в привычном стиле ведения и так далее. Сам про себя он говорит, что постоянно работает как кризис-менеджер, потому что вопрос «Где взять деньги?» не исчезает ни на минуту.
Мы сознательно не обсуждаем тему продюсерства в шоу-бизнесе. Потому что там-то как раз действуют более заметные фигуры, их имена чаще мелькают в газетах и на телевидении. Почему, наверное, многие и считают, что продюсеры наличествуют только в этой сфере и все они жутко богатые. Конечно, есть небольшая категория людей, которые рискуют собственными деньгами. Но большей частью продюсер трудится в области принятия решений. Он опять же выдвигает идею, находит артиста, который, по его мнению, может принести прибыль. Формирует команду, репертуар, организует рекламную компанию, словом, «запускает» механизм. Часть функций он может передавать нанятым людям, а может выполнять самостоятельно. Но, как теперь говорят, «идеология проекта» — главная область ответственности продюсера.
Продюсерами не рождаются
Ни один из продюсеров, где бы он ни работал — на телевидении, на эстраде или в театре, — не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса (кино, театра, музыки и т.д.), и связи, и просто жизненный опыт.
Однако без базовых знаний делать в этой профессии нечего. Поэтому нужно учиться.
Учебных заведений, предлагающих получить профессию продюсера, практически нет. Коммерческие институты и курсы, которые в одних стенах и одним составом преподавателей готовят журналистов, дизайнеров, актеров, моделей и продюсеров, мы в расчет не берем. Сюда имеет смысл обращаться тем, кто хочет слегка расширить кругозор или приобрести дополнительные к основной профессии знания.
Если же мысль стать продюсером достаточно серьезна и устойчива, нужно идти на факультет, готовящий менеджеров и управленцев в конкретной области. Это будет та самая база, на которой можно строить дальнейшую карьеру.
Менеджеров для работы в теле- и радиопроизводстве выпускает факультет менеджмента и продюсерского мастерства Гуманитарного института телевидения и радиовещания. Здесь изучают, помимо экономических, финансовых и организационных вопросов, тонкости телевизионного процесса, историю мирового телевидения и радио. Закончившие факультет, по замыслу, должны становиться организаторами телевизионных программ. Во время учебы студенты проектируют программы в творческих группах, проходят практику на центральных каналах.
Что касается организации театрального дела, то история здесь гораздо более богатая. Еще в 1931 году впервые в Европе появился в Москве директорский факультет при ГИТИСе, который стал учить театральных управленцев. Он просуществовал до 1939 года и вновь ожил в 1974 году, когда на театроведческом факультете появилось отделение планирования и организации театрального дела и соответствующая кафедра.
А с 1992 года в ГИТИСе работает первый и едва ли не единственный в стране факультет, специализирующийся на менеджменте сценических искусств. Он так и называется — продюсерский.
Декан факультета Александра Ярославовна Филиппова, профессиональный театровед, считает, что продюсер должен счастливо сочетать в себе многие качества: серьезную теоретическую подготовку, творческое чутье, способность генерировать идеи. Естественно, рассчитывать, что за пять лет обучения, пусть даже в самом лучшем вузе, можно постичь все тонкости этой профессии, наивно. Слишком многое зависит от стечения обстоятельств и сугубо личных свойств. Поэтому в ГИТИСе предпочитают говорить о том, что готовят хороших управленцев: менеджеров, администраторов, директоров театров. Между прочим, практически во всех театрах Москвы административные (и весьма высокие) должности занимают выпускники факультета. И лишь некоторые, имея довольно большой опыт организаторской работы, вышли «в свободное плавание». Как, например, знаменитый Давид Яковлевич Смелянский, один из первых и наиболее удачливых наших театральных продюсеров, защитивший не так давно диссертацию на тему «Продюсер в театральном процессе России»; Евгений Болдин (театр песни Аллы Пугачевой — во многом его заслуга), Александр Достман (учредитель и президент культурного фонда «Артэс»).
А некоторые из выпускников факультета работают в финансовых, планово-экономических отделах театров и учреждений исполнительной историей, с традициями и особенностями русского и мирового искусства.
Поэтому первые два года студенты изучают в основном искусствоведческие дисциплины, историю, философию, эстетику. Затем к ним прибавляется экономика, бухучет, социология искусства, планирование творческого процесса, право и т.д. Каждый год студенты отправляются на месячную практику в один из театров, а на четвертом курсе обязательно проходят полугодовую стажировку в театрально-концертных организациях. Приезжают читать лекции преподаватели и практики из Америки, Канады, Великобритании.
Конкурс на продюсерский факультет стабильный: 4-5 человек на место.
Александра Ярославовна говорит о том, что многие поначалу не представляют, насколько работа продюсера трудна. Нужно много ездить и по стране, и по миру, решать финансовые проблемы, разбирать запутанные актерские конфликты, улаживать юридические сложности, не спать сутками и все время быть на пределе. Те абитуриенты, которые после окончания института представляют себя в шикарных машинах или осыпанными цветами после премьеры, порой бывают жестоко разочарованы. Потому что продюсеры и менеджеры, особенно театральные, должны работать много лет, чтобы обрести эти внешние признаки успеха. При правильной организации труд продюсеров невидим, а имена невидимы. Поэтому истинные профессионалы этого дела всегда спокойно и без вызова одеты, пунктуальны, трезвы (что выделяет их из театральной тусовки), обязательны — и при этом обладают безупречным творческим вкусом.
Каждый год ГИТИС выпускает около 20 молодых людей и девушек, у которых в дипломе написано слово «продюсер». Кем они станут в дальнейшем, не знает никто.
Кстати. Есть интересная концепция развития театрального процесса в России. Согласно ей, XIX век был веком актерского театра. Тогда зрители ходили «на имя» и спектакли были памятны тем, что в них сыграл такой-то или такая-то. XX век поставил во главу угла режиссера, и появился режиссерский театр. Ходили «на Мейерхольда, Таирова», потом «на Товстоногова, Захарова» и т. д.
А XXI век, скорее всего, будет веком продюсерского театра, то есть значимость продюсера будет возрастать, становясь решающей. Именно этот человек отбирает пьесу, приглашает режиссера, актеров, привлекает деньги, а значит, от него зависит либо успех, либо провал.
Теория эта не всем нравится. Слишком многое в ней удручает ценителей русского классического театра и кинематографа. Но почти все они признают, что все к этому идет.
Значит, несмотря на нервность и сложность профессии, быть продюсером в нашей стране можно и нужно. Если только отдавать себе во всем отчет и ничего не бояться.
Ведущие продюсеры пользуются огромным уважением
Алан Парсонс — звукорежиссер, записывал Pink Floyd, Who, сольные работы Пола Маккартни,
Джордж Мартин — звукорежиссер, бессменный продюсер Beatles. В свое время его называли «пятым битлом»;
 создал собственный проект Alan Parsons Project;
Мартин Берч — работал со многими «тяжелыми» группами: Black Sabbath, Blue Oyster Cult, Deep Purple, Rainbow, Iron Maiden, Whitesnake.
Ник Чинн и Майк Чепмен — «выводили в люди» Сюзи Куатро, Sweet, Smokie, Blondie;
Брайан Ино — музыкант, который продюсировал Дэвида Боуи, U2, Talking Heads;
Рой Томас Бейкер — «открыл» Queen, Cars, работал с Оззи Осборном;
Брюс Сведьен — барабанщик, работавший как продюсер с Майклом Джексоном, Дюком
Питер Коллинз — способствовал успеху Rush, Queensryche, Supertramp;
 Эллингтоном, Барбарой Стрейзанд, Донной Саммер, Би Би Кингом, с оркестром Каунта Бейси и т.д.
Фил Рамон — человек, которому благодарны Пол Саймон («Грэмми» за альбом 1975 года Still Crazy after All These Years), Билли Джоэл («Грэмми» за альбом 1980 года Glass Houses), Боб Дилан, Джон Колтрейн;
Эл Шмидт — получил за продюсерскую работу семь наград «Грэмми», в том числе за альбомы Куинси Джонса, Генри Манчини, Джорджа Бенсона. Кроме того, работал с Фрэнком Синатрой, Рэем Чарльзом, Мадонной и другими известными исполнителями.
Статья перепечатана с сайта журнала «Обучение в России»

Приглашаем всех в "Лабораторию слова" - по субботам в 16-00 театр Перуцкого

Комментариев нет:

Capitol AI запускает инструмент генеративного искусственного интеллекта для сторителлинга и исследований

 Я зашел на  сайт , авторизовался через Гугл, загрузил пару случайных картинок и сделал ссылку на свой блог. Т.е. в сущности не написал ни с...