КРАСАВЕЦ "ОСКАР" СО СКОШЕННЫМ ЛБОМ



Отличная статья о вручении "Оскаров" из газеты  "Московские новости" 30.03.1994.
Хотя статье почти двадцать лет но мало что изменилось...


     Самое важное культурное событие года США произошло в минувший
понедельник: 78 миллионов американцев отметили у телевизоров 66-ю
годовщину вручения "Оскаров" - наград Американской киноакадемии.
Золотой, волшебной мечте всех кинематографистов мира раз в году
удается сбыться: смертельно конкурирующие, работающие как машины,
титаны Голливуда в этот вечер объединяются в чистом порыве любви к
искусству...
     Толпы поклонников расположились в палатках вокруг здания, где
должна была пройти церемония, за пять дней до ее начала - все для
того, чтобы хоть краем глаза увидеть своих кумиров. Заявки на
аккредитацию прислали 2 600 журналистов из всех стран мира.
Аккредитовали только 600 человек. По подсчетам американских
статистов, церемонию по всему земному шару смотрели 2 миллиарда
телезрителей...
ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ОТ КИНОКАССЫ
     "Оскар" - это сугубо символическая награда за искусство.
Денежная премия к ней не прилагается. Сама статуэтка, которая
делается на заводе под Чикаго, вовсе не золотая, как принято
писать, а железная, покрытая фольгой самоварного золота. Но ее
обладателю, и даже неудачливому претенденту на нее, она как
золотой ключик откроет кассу. "Оскар" - самый верный залог будущих
прибылей.
     Актер (режиссер, оператор и т. д.) после награждения "Оскаром"
сразу в несколько раз повышается в цене. Гонорар, который он
требовал до "Оскара", и гонорар, который потребует после
награждения, может отличаться на несколько порядков. Продюсер,
определяющий гонорар, предполагает, что данный лауреат принесет
"Оскара" и его фильму, а это - суперреклама и, следовательно,
огромные прибыли. Просчитано, что зритель в видео-прокате охотнее
берет кассету, на которой написано "награждена " Оскаром " (так
пишется всегда, даже в том случае, если награжден был только,
скажем, гример или звукорежиссер фильма), или охотнее идет в
кинотеатре на фильм-лауреат, нежели на " темную лошадку ".  " Оскар "
для зрителя - знак качества.
Поэтому студии, еще до выхода фильма на экраны, вкладывают сотни            *
тысяч долларов не только в обычную рекламу, но  и в рекламу
предоскарную. Главные расходы - на предоставление Американской
киноакадемии рекламных буклетов о фильме и видеокассет для
рассылки их четырем тысячам академикам, разбросанным по всему
миру. Квалифицируются только американские фильмы, выпущенные на
широкий экран до  нового года. В этом году фильмов-претендентов
было 247. Общим тайным голосованием (путем заполнения анкет)
определяется только " лучший фильм минувшего года ".  Лучшие актеры,
режиссеры, операторы и т. д.  определяются  голосованием
соответствующих специалистов, также и лучшие иностранные картины,
мультфильмы и документальные ленты.
     Пятерки, собравшие по категориям большинство голосов,
официально называются " претендентами на "Оскар".  Их имена
публикуются в прессе в феврале. До получения награды в марте вся
страна азартно спорит, кого же наградят. (Одно только выдвижение
на "Оскар" привлекает к фильму новые миилионы зрителей и приносит
новые прибыли продюсерам).  Но победители это киномарафона
становятся известны только при вскрытии конвертов на церемонии
вручения: в прямом  эфире.
"Оскарология".
     Генеалогия названия награды неизвестна. По одной из версий,
так звали мужа актрисы Бетт Дэвис. Инициатива введения награды
принадлежит группе актеров и режиссеров во главе с Дугласом
Фербэнксом.
     Первый "Оскар" был вручен в 1929 году. Потом ежегодно, с
перерывом на вторую мировую войну.
     Рекордсмен-первенец. Пять "Оскаров" сразу впервые получил в
1935 году  фильм Фрэнка Капры "Однажды ночью" с Кларком Гейблом в
главной роли.
     Рекордсмены-печальники. Ричард Бартон и Питер О'Тул, два
великих британских актера, семь раз были претендентами на
"Оскара", но так ни разу и не получили его. "Бунтарь без причины",
безвременно погибший Джеймс Дин, идол молоджи 1950-х, дважды
выдвигался на "Оскара" посмертно.
     Курьез "Оскара".  Классический фильм с Дастином Хоффманом
"Полночный ковбой" был освобожден после вручения награды от
категории Х, запрещающий его к просмотру детям до 18 ( "Х" на
фильме удар по карману продюсера, так как подростки в США -
основные кинозрители).  Так "Оскар" выступил в качестве фигового
листка.
     Отказчики от "Оскара".  Их было трое. Последний, и самый
знаменитый из них, Марлон Брандо, отказавшийся от "Оскара" за роль
Дона Карлоне в "Крестном отце", (часть 2) Френсиса Ф. Копполы.
Брандо - активист движения в защиту индейцев - создал этим
скандал, чтобы привлечь внимание к игнорированию Голливудом
геноцида коренных жителей Америки.
Когда говорят актеры
     После Марлона Брандо трибуна для благодарственной речи за
кинонаграду стала постоянной трибуной кинозвезд для выражения их
политических взглядов. Джейн Фонда говорила против войны во
Вьетнаме, Ричард Гир - против оккупации Китаем Тибета.
     На последней церемонии вручения "Оскара" было целых пять
общественно-политических заявлений. Все они были по-актерски
эмоциональные: со слезами и хорошо слышимыми горловыми спазмами.
Кинодокументалистка, награжденная за лучший документальный фильм о
преступлении против женщин в США, получив вожделенную статуэтку,
вдруг истерично выкрикнула, что число жертв среди слабого пола в
Америке будет расти. Ее захлопали. Сценарист "Списка Шиндлера"
Стивен Зальян посвятил свою награду дожившим до наших дней евреям
Шиндлера.
     Сам Стивен Спилберг обратился с призывом ко всем учителям в
школах и университетах мира рассказывать детям о геноциде евреев.
"Нельзя, чтобы холокост остался для новых поколений примечанием в           *
учебнике истории, - сказал режиссер. - На деньги, заработанные с
проката этого фильма, я предоставлю его бесплатные копии в
американские школы и университеты".
     Продюсер Спилберга Бранко Люстиг, сам узник Освенцима,
посвятил "Оскара" погибшим в лагерях смерти...
     Но эти речи померкли по сравнению со слезно задыхающейся
речью лучшего актера 1993 года Тома Хэнкса, который посвятил
своего "Оскара" за роль умирающего от СПИДа гомосексуалиста в
фильме "Филадельфия" всем больным СПИДом, своему школьному учителю
драмы, гомосексуалисту и призвал американцев к терпимости.
Пикантная подробность: 78 миллионов американских телезрителей, в
том числе знакомые здравствующего 69-летнего учителя Хэнкса,
только из выступления благодарного ученика узнали, что почтенный
ментор - гомосексуалист.
     Остальные выступавшие актеры ничего связного сказать не
смогли. Типичное пред- и послеоскарное интервью:
     - Что вы чувствовали, когда вас выдвинули на "Оскара"?
     - Уау? (громкий смех с обнажением десен).  Я как бы подумал:
Уау! Это здорово! Гы-гы...  Это, ребята, класс!
     Говорящие более или менее складно считаются в Голливуде
интеллектуалами. Это, к примеру, Шарон Стоун ( "Основной
инстинкт" ), Алек Болдуин ( "Охота за Красным Октябрем" ), Ричард Гир
( "Хорошенькая женщина" ).  Классики, иногда нестандартно говорящие
на серьезные темы (Роберт Редфорд, Пол Ньюман, Дастин Хоффман),
считаются мыслителями.
Звездные прическа и платье.
     В течение многих лет церемонию вручения "Оскаров" открывал и
вел Джек Леммон. Затем комик, теле-шоумен Джони К. Этот "Оскар"
вела черная комедийная.
     В легком шутливом тоне, в котором Голливуд общается с
публикой, всеамериканская любимица Вупи шутила в сугубо
американском стиле о землетрясении в Калифорнии, о суде над
фигуристкой Тони Хардинг (подобно Харрисону Форду в "Беглеце",
Тони всегда на шаг впереди закона), а главное - о прическах и
нарядах присутствующих звезд.
     Ночь "Оскара" - это ночь моды. Кинодивы рекламируют на себе
прически и наряды модных кауферов и дизайнеров: те зачастую делают
им укладки и дают костюмы бесплатно лишь за то, чтобы звезда
называла в интервью их имя. После церемоний пресса называет
победительницу конкурса прически и нарядов "Оскара".
     На этот раз ею стала неотразимая Шарон Стоун. На ней было
платье с блестками и с открытыми до пят плечами, итальянского
модельера Валентино и гладкая короткая прическа в стиле 30-х
годов.
     Гала-представление вручения "Оскаров" готовилось около года.
Пел Брюс Спрингстин (он написал песню для фильма "Филадельфия" и
получил за нее "Оскара".  Единственный пришедший не во фраке,
смокинге или токсидо, он поблагодарил с трибуны киношников за то,
что "позвали на свою тусовку" ).  На музыку из пяти выдвинутых на           *
"Оскар" лент по категории "Лучшая музыка для кинофильма" танцевала
интернациональная балетная труппа с участием артистов из
Кировского театра балета, Парижской оперы, Пекинской оперы,
Балетного театра Гарлема и балета...  Новой Гвинеи.
Философия награды.
     Члены Американской академии киноискусств говорят, что
унифицированных критериев выбора лучшей картины нет. Общее мнение,
что академики любят элемент юмора в картине (но не чистые
комедии), а главное: серьезную тему.
     В кинофильмах, выдвинутых на звание "Лучшая картина 1993
года", американские критики нашли общую тему: "виктимизацию", тему
жертв.
     В "Списке Шиндлера" и "Во имя отца" (Ирландия, Ольстер) это
жертвы политической системы. В "Пианино" и "Остатках дня" - жертвы
ханжеского общества. В "Беглеце" - жертва юридической системы.
     "Оскара" часто дают за прошлые заслуги. Так, по стечению
обстоятельств гениальному Полу Ньюману награда не доставалась из
года в год. Наконец, "по совокупности"  ему дали ее за далеко не            *
лучшую его роль в фильме "Цвет денег".
     Часто на "Оскара" не выдвигают (по неофициальной версии) тех,
то кто получил награду в прошлом году. Так Клинт Иствуд,
награжденный двумя "Оскарами" в прошлом году за свой фильм
"Непрощенный", в этом году не был выдвинут на награду, хотя сделал
за год две блистательные работы: режиссура в "Совершенном мире" и
главная роль в фильме  "На линии огня".
     Члены киноакадемии также не могут преодолеть инстинктивного
предубеждения против "ролей злодеев".  По мнению большинства
американских кинокритиков, лучшие актерские работы в 1993 году
были у Ральфа Фиенниса (роль комедианта концлагеря Амона Гота в
"Списке Шиндлера" ) и у Джона Мальковича (роль убийцы в "На линии
огня" ).  Обоих киноакадемия обошла наградой.
     Все американские кинокритики признают, что продолжает хромать
система выбора иностранных картин для вручения "Оскаров".  (На этот
раз было всего лишь 35 конкурирующих иностранных лент. В пятерку
финалистов вошли фильмы Испании, Гонконга, Великобритании,
Вьетнама и Тайваня).
     Символ "Оскара":  многие язвительные замечают, что статуэтка
идеально соответствует образу Голливуда: мускулистая фигура, вся
как бы напружинившаяся в стремлении вверх, блестящая, покрытая
золотом, но без черт лица и со скошенным лбом...
 Радышевский Дмитрий Эдуардович,
Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Монеты и клады. Нумизматика в лицах.

Универсальная формула Лестера Дента по созданию криминальных сюжетов.