О том, что такое - "творчество в Сети", как оно появилось и для чего нужно, рассказывает дизайнер Артемий Лебедев, создатель сайта Н.Ж.М.Д. - "самого странного места в русском Интернете – старое интервью. Так он думал 12 лет назад. Сбылись ли его предсказания?
Сетевое творчество - естественное продолжение литературных забав, которым интеллигентные люди десятилетиями предавались в филологических курилках или на кухнях. Но Сеть дает возможность выхода на гораздо более широкую аудиторию.
- Что за люди стоят у истоков "безумных компьютерных идей?"
- Многие из них уехали в свое время на Запад. Или же
оказались вне России после того, как не стало Союза. "Буриме" и "Лимерики" создал эмигрант Дмитрий Манин. "Роман" придумал Роман Лейбов, который жил в Эстонии, которая теперь стала независимым
государством. Лейбов - известный филолог, ему было интересно поставить уникальный литературный эксперимент. Люди пытаются творить на своем родном языке, живя в совершенно другой культуре.
- И предлагают далекой российской аудитории переводить Льюиса Кэрролла?
- Да. И аудитория откликается. Создаются коллективные стихи:
один автор сидит в Париже, другой - в Филадельфии, третий - в Санкт-Петербурге. Причем создатели страничек в западном обществе не аутсайдеры и занимаются этим вовсе не от нищеты и безысходности. "Чертовы кулички" делает Валера Колпаков. Он, собственно, преуспевающий врач. Страничку "Анекдоты из России" создал Дима Вернер, один из ведущих в мире астрофизиков. Из классиков-мастодонтов, которые могли бы жить там, а живут здесь, я могу назвать только Максима Мошкова. Потому что у него такой же
классический большой ресурс.
Я начинал одновременно с этими ребятами года два-три назад и
хорошо их знаю. Когда говорю своим знакомым, что "Кулички" и "Анекдоты" сделаны в Америке, они очень удивляются. Потому что сайты выглядят так, как если бы их создатели сидели на соседней улице.
- Мы привыкли к тому, что у классического эмигранта
ностальгия выражается в том, что он сидит в кабаке и слушает
жестокие романсы о березках. Но, как видим, новые технологии
помогли направить тоску по России в совершенно другое русло.
Востребованы ли эти персонажи и их проекты на родине?
- Да. Потому что люди, которые живут здесь, не могли пока
сделать таких же масштабных и всенародно любимых ресурсов. Это все держится на энтузиазме, люди работают за идею, а не за зарплату.
Трудно представить, что на Интернете появятся вторые "Кулички", созданные здесь, в России.
- Почему? Это связано с деньгами?
- Скорее с неким мироощущением. Человек один, он сидит в
американской глуши. (То есть для него это глушь, потому что
поговорить не с кем.) А тут у него сразу появляется огромная
благодарная аудитория: отклики, восторги, ругань, вопросы,
предложения. Интернет оказывается гигантским средством для того,
чтобы объединять людей.
- В той же "Библиотеке Мошкова" я наткнулась на замечательный
проект коллективно созданного пейзажа. Каждый из вновь входящих
рисует пальму, березку, сосну на скале и так далее. Получается
бесконечно протяженная в виртуальном пространстве картина. Но
иногда приходится слышать, что подобные затеи нехарактерны для
Интернета. Массовый пользователь Сети - серьезный человек, который
черпает важную и полезную информацию. А здесь - несколько бездельников развлекаются.
- Сеть - не нефтяное месторождение, где можно поставить вышку и качать информацию. В Интернете массовость, известность и польза - вещи совершенно разные. Чем ценнее ресурс, тем он дороже. И тем меньше у него аудитория, потому что еще подумаешь, не проще ли
купить книгу в магазине. Что до массовости - надо четко понимать:
большинство пользователей ходят в Интернет не для того, чтобы размять мозги литературной игрой, а чтобы посмотреть на фотографии
голых девок. Конечно, вся страна не будет писать стихи.
Роль страничек, посвященных сетевому творчеству, сравнима с ролью авангардных литературных журналов. Они известны. Но у них никогда не будет массовой аудитории. Там далеко не всегда печатаются шедевры. Но все равно такие издания существуют. Сейчас
разные литературные странички объединились. Появилось нечто под названием "Центролит". У него есть свое место и своя аудитория.
Публикация бесплатная, и дальше читатель сам решает, интересно ему это или нет.
- И свои предпочтения выражает, нажимая на кнопку?
- Да, народ голосует мышью.
Kод для $10 скидки: YN190 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий