суббота, 3 июля 2010 г.

Октав Мирбо

— писатель и анархист

Автор: Виктор Ермаков

 Ему довелось жить в богатые событиями годы истории Франции, темпераментным, страстным и влиятельным участником которых он был. При жизни Октава Мирбо монархии сменялись республиками, бушевали войны и революции, зарождались, крепли, приходили в упадок новые политические течения и теории, провозглашались литературные и эстетические манифесты. Высокий авторитет Октава Мирбо как писателя и гражданина подтверждает избрание в Академию Гонкуров, состоящую всего из 10 членов. И в то же время он, как многие талантливые люди, оказался неудобен и правым, и левым. Он вгонял в краску пуритан и ханжей откровенным изображением необузданных страстей. Его перо было безжалостно. Мрачные стороны действительности он описывал так, что они были и притягательными, и пугали своей беспредельной жестокостью. Проще всего было такого писателя не переиздавать. В нашей стране в советский период его будто вовсе не существовало. Мы хотим возвратить Мирбо читателю из мрака вынужденного забвения.

Октав Мирбо родился 16 февраля 1848 г. в Тревьере (департамент Кальвадос). Все предки писателя, за исключением отца, были нотариусами или юристами. Его отец, Ладислас-Франсуа, получил медицинское образование, но вскоре занялся политической деятельностью и оставил медицину. Он пользовался уважением граждан, долгое время (с 1866 по 1876 год) был заместителем мэра г. Ремалар, в 1871 г. получил звание окружного советника. Семья была религиозной, придерживалась консервативных взглядов, поэтому сына отдали на учёбу в школу иезуитов. С 1859 по 1863 год Октав учился в коллеже св. Франциска-Ксавье в Ванне (департамент Морбиан). Строгость католической морали, тюремная атмосфера пансиона подавляли и ломали личность учеников. В автобиографическом романе «Себастьен Рош» писатель рассказал о незаживающей душевной ране, причинённой ему в школьные годы. Учился Октав плохо и без желания. По окончании школы почти сразу же уезжает в Париж и начинает поиски своей дороги в жизни. Три года учится на факультете права Парижского университета, но бросает учёбу и во время франко-прусской войны 1870 - 1871 г. вступает в национальную гвардию. В декабре 1870 года молодого лейтенанта ранили, начинаются его странствия по госпиталям (военные и госпитальные впечатления позднее вошли в книгу «Голгофа»). Демобилизовавшись из армии, Мирбо пробует свои силы в журналистике - сначала как художественный и театральный критик. Октав заводит первые знакомства в литературных и художественных кругах Парижа - с Мопассаном, Золя, Барбе Д'Оревильи, Моне, Писсарро, Роденом, Фелисьеном Ропсом и др. Завоевав известность как журналист, начинает писать статьи на политические темы. Не раз в своей жизни он начинал и бросал не доведённые до конца дела, пытался поймать удачу на Парижской фондовой бирже. Безуспешно занимался административной работой. Меняются его политические взгляды: монархист, потом радикал, а с 1885 года Мирбо всерьёз и надолго сближается с анархистами.
Он решается на открытый разрыв с семьёй и со своим кругом. Одним из побудительных мотивов оказалась любовь: Октав полюбил женщину, союз с которой считался неподобающим для благопристойного буржуа, артистку варьете Алису Ренье. Его будущая жена имела литературные амбиции и написала пользовавшиеся определённым успехом романы «Мадемуазель Помм» и «Семья Кармет». Октав Мирбо меняет звание журналиста на более весомое - писателя. В 1886 году выходят сразу две его книги: сборник рассказов «Письма из моей хижины» и автобиографичный роман «Голгофа», который сразу же становится бестселлером. Лишь за один 1887 год книга выдержала свыше дюжины (!) изданий и принесла автору громкую славу. Критики обратили внимание на яркое описание батальных сцен, где несомненно чувствовалось влияние Льва Толстого .
После опубликования «Голгофы» Мирбо работает над антиклерикальным романом «Аббат Жюль», который заканчивает быстрее, чем за год. Слава его растёт, теперь он вхож в самые высокие литературные круги. В 1889 году Мирбо публикует «Себастьена Роша» - третий роман, книгу автобиографическую и... надолго замолкает. Новый роман даётся ему с огромным трудом: почти через десять лет он публикует книгу, над которой долго работал, замысел которой обдумывал и вынашивал долго. «Сад пыток » - так называется этот, публикуемый в настоящем томе роман - необычен по содержанию: то, о чём в нём говорится, напоминает страшный ночной кошмар. Ярко выписанные фантасмагорические картины позднее питали воображение Кафки (легко прослеживаются параллели между «Садом пыток» и «В штрафной колонии»). Заключительным толчком, позволившим окончательно сформироваться замыслу, стало знаменитое дело Дрейфуса. Мы хорошо знаем о мужественной защите Эмилем Золя капитана Дрейфуса, судимого по ложному обвинению в шпионаже и измене родине. Менее известна роль других людей в длительной борьбе за реабилитацию невинно осуждённого капитана. Октав Мирбо был одним из этих активных защитников. Он подписал письмо в защиту Дрейфуса, присутствовал на всех заседаниях суда, выступал в печати, посетил в тюрьме полковника Пикара и Эмиля Золя в изгнании. Он объездил с выступлениями почти всю Францию, говорил речи на митингах, не страшась агрессивно настроенной толпы. В Тулузе его стащили в трибуны и сильно избили. Полицейские завели на писателя секретное досье (к моменту смерти в этом досье накопилось свыше 180 «компрометирующих» документов). Защита Дрейфуса стала для него криком протеста честного человека против жестокого, садистского, человеконенавистнического общества.
Мирбо приходит к выводу, что убийство - один из фундаментальных принципов государства и человеческого общества. Общество организовано так, что поощряет инстинкты, высвобождает низменные чувства, провоцирует жестокость и человекоубийство. Этот тезис Мирбо разворачивает в полнометражный аллегорический роман. Восточное общество, китайская каторжная тюрьма, сад страданий и пыток - это аллегория на внешне благопристойную Францию, в которой писателю довелось жить. У людей Востока есть хоть то преимущество, что они не прикрывают флёром гуманных рассуждений жестокость своего общества, в отличие от людей Запада, фарисействующих о доброте и человеколюбии, но не менее жестоко расправляющихся с инакомыслящими. Высвобождение истинной животной сущности из-под традиционной благопристойности показано в образе главной героини «Сада пыток» Клары. На Западе - это невинная юная девушка. Занесённая волей судеб на Восток, она преображается. Здесь высвобождаются её истинные садистские наклонности, она наслаждается и упивается жестокостью, созерцанием нечеловеческих страданий, изощрённых пыток и мучительных, длительных казней. Большое предисловие, предпосланное Октавом Мирбо основному содержанию романа, позволяет правильно понять намерения и точку зрения автора. «Сад пыток» - это отчаянный крик личности, протестующей против общества, создавшего мир страданий, эксплуатации и насильственной смерти. Мирбо, равно разочарованный и в западной демократии, и в восточном деспотизме, принял позицию анархизма как меньшее зло. В 1893 году с его предисловием выходит книга Жана Грава «Умирающее общество и анархизм». Анархистское мировоззрение Мирбо проявлялось уже в ранних книгах - недаром роман «Голгофа» был перепечатан в литературном приложении к газете «Восстание». Ещё ярче анархистский протест против государства читается в «Саде пыток».
Через год после «Сада пыток», в 1900 году, Октав Мирбо публикует новый роман - «Дневник горничной». Эта книга писателя пользовалась наибольшей известностью благодаря двум талантливым экранизациям, сделанным Жаном Ренуаром и Луисом Бунюэлем. Поражает большое число ненормальных и извращённых людей, с которыми приходится встречаться Селестине. Форма личного дневника, как бы не для печати, позволяет автору писать с предельной откровенностью, не избегая и многочисленных эротических эпизодов. Но и сама Селестина отнюдь не невинная овечка, а вполне достойная соперница своих господ по цинизму и беспринципности. В конце концов она «выбивается в люди»: становится богатой госпожой, выйдя замуж за слугу, обворовавшего своих хозяев.
Острый сатирический характер носит также следующий роман Октава Мирбо - «Двадцать один день из жизни неврастеника».
Увлечение автомобилизмом сказалось в небольшом романе «Автомобиль 628-Е8», состоящем из отдельных, связанных общим сюжетом новелл, в котором описано путешествие по Франции.
Последний законченный роман Мирбо «Динго» (1913) - поэтичная и драматическая история жизни собаки. Роман был высоко оценен критикой по своим литературным достоинствам. Это произведение - одно из лучших в обширном творческом наследии писателя.
Октав Мирбо умер 16 февраля 1917 года в Париже, в разгар первой мировой войны. Ряд произведений (рассказы, публицистика, письма) был опубликован посмертно.
Почти все произведения Мирбо в дореволюционные годы были переведены на русский язык . Неоднократно предпринимались (не доведённые до конца) попытки издания собрания сочинений и полного собрания сочинений. После революции переиздания стали эпизодическими, а наиболее натуралистические романы «Дневник горничной» и «Сад пыток» на долгие годы были упрятаны в спецхраны библиотек.

Комментариев нет:

Искусственный интеллект и Карузо: история одного музыкального розыгрыша

  Таки я вам расскажу, что недавно сотворил! Представьте себе: сижу я за компьютером, попиваю кофе и думаю – чем бы удивить нашу литературну...