Ровно год, как появился канал, которого все ждали. "Культура"
- это канал-отдушина. Он без насилия, порнухи и ужасов. Под
"присмотром" этого канала можно бесстрашно оставить детей. Жаль,
что дети канал смотрят плохо. Он - для истосковавшихся по
спокойному, интеллигентному разговору взрослых. Сегодня каналом
руководит Татьяна ПАУХОВА.
- Недавно свою первую годовщину отпраздновал еще и ТВ-Центр. У *
руководителя канала я спрашивала про деньги - по слухам, то были
огромные деньги! - которые новорожденный канал в свое время
получил на раскрутку. С вами все наоборот. Вы круглый год *
декларируете, что канал "Культура" существует практически без
денег. А как это - содержать целый канал без денег?! Это,
по-моему, для всех загадка.
- И для меня это загадка по сей день. Год назад пришел на
ВГТРК Швыдкой со своей сумасшедшей энергией, чтобы возглавить
канал "Культура". Он понимал, что к означенному сроку - 1 ноября -
надо выйти в эфир. И вышел. И, знаете, его энергии хватило бы на *
открытие еще шести каналов.
- Энергия - все равно не деньги.
- Да. Но на канал к тому же пришли люди, которые раньше
работали на Центральном телевидении, в бывшей редакции
литературно-драматических программ, в музыкальной редакции, в
киноредакции. То есть эти люди знали, как заполнить канал наиболее
простым, дешевым способом. Нужно было для показа взять какую-то
часть архивов. А у нас даже не было достаточно техники, чтобы
отсмотреть эти архивы. Ведь не могли же мы остановить работу
второго канала, который и без того помогал нам как мог и по сей
день помогает?! Техника-то у нас общая. Но поскольку наши люди и
делали все эти "архивные" программы, они знали, где и что искать.
- Повезло - пришел "костяк". Не повезло бы - не пришел. Что
тогда? Ведь должен был быть какой-то бизнес-план? Какая-то схема
существования канала?
- В тот момент об этом никто не думал. Мы предполагали, что *
поначалу все деньги будут идти от коммерческой деятельности ВГТРК,
а потом начнется какое-то бюджетное финансирование - отдельной
строкой... Какое там!
- Подведу некий итог. Насколько я понимаю, за услуги связи
канал не платит - платит ВГТРК. Техникой вы опять-таки пользуетесь
бесплатно, ибо это техника российского телевидения. С *
производителями программ рассчитывались из "коммерческих" денег
ВГТРК. Зарплату сотрудникам, видимо, платите из них же. Арендуете
у "ТВ-Новостей" студию, из которой выходят ваши "Культурные
новости", и эту аренду тоже оплачиваете за счет "коммерции"
российского телевидения. А тут кризис. И рекламный источник ВГТРК
иссяк.
- ...И теперь у нас, соответственно, растет долг за аренду
помещений, а закупочные цены на программы, которые у нас и так
были невысоки, радикально снижаем. И будем снижать до тех пор,
пока производители не взбунтуются. А что делать? Мы и до кризиса
не роскошествовали. Документальные фильмы мы покупали по
удивительно низким ценам. У нас средняя цена за час 500 долларов. *
Зато мы дали эфир создателям документального кино, которое сегодня
просто в упадке. Каждый третий фильм, который показывается у нас
на экране, - это фильм региональной студии. Такая продукция,
понятно, дешевле столичной. Посольства предоставляют нам фильмы
бесплатно или за символическую цену. Недавно прошел показ
французских фильмов, будут фильмы из Нидерландов, из Израиля.
Иностранцы тоже понимают, что такое канал "Культура". С нами
никогда не ведут речь об астрономических суммах.
- А вы не предполагали со временем начать зарабатывать сами?
- Нет. Любая коммерция разрушит идею канала. Хотя у нас есть
право привлекать спонсоров. Но попробуй их "привлеки"! Я пытаюсь *
взывать к потенциальным спонсорам: давайте устроим новогоднее
представление в Большом театре, где участвовали бы все звезды
Мариинского театра, Большого театра, Башмет, Спиваков, Третьяков,
лауреаты конкурса Чайковского...
-... "Иванушки Интернэшнл"...
- Не дай Бог!!!. Хотя я не имею в виду, что это будет просто
классический концерт. Может, это будет "классический капустник". В
любом случае - праздник высокого искусства. И мы уже начали что-то
делать - это, заметьте, сейчас, когда ведущие каналы отказываются
от идеи пышных новогодних шоу! - и артисты готовы сниматься
практически бесплатно, но ведь есть постановочная часть - костюмы,
реквизит, новогодние атрибуты вроде "Шампанского"... Спонсоры
говорят: да, это интересно, но сейчас кризис, рекламный рынок
упал, и хотя мы сами вроде как не пострадали, все же не знаем,
стоит ли в это вкладываться. Если бы у канала "Культура" был
больший региональный охват, спонсоров, наверное, искать было бы
легче. Ведь существуют же и отечественные производители! А пока
наши бизнесмены не верят в "коммерческую отдачу", которую способна
дать культура.
- А вы, похоже, верите.
- Вы не представляете, сколько у нас предложений от западных
компаний купить наши записи различных музыкальных фестивалей,
съемки Плетнева, Федосеева, того же Ростроповича. Но... это очень
долгий путь, поскольку существуют авторские права, и каждый
оркестр и исполнитель уже имеют какие-то обязательства на этот
счет, но тем не менее мы начнем этим заниматься. Потому что именно
высокая культура востребована на Западе. Вы же не повезете
"Иванушек Интернэшнл" в Париж.
- Почему? Повезти можно.
- А кто там на них пойдет?! На Западе высокая культура вообще
и наша в частности способна приносить дивиденды. А у нас почему-то
в это не верят.
- Михаил Швыдкой руководил каналом "Культура" с протянутой
рукой. Он сам говорил все время: я хожу по инстанциям, я прошу, я
унижаюсь...Не думаю, что ему легко давалось такое занятие -
просить. Но вы производите впечатление человека, которому это
вдвойне тяжело.
- А знаете почему? Я всю жизнь проработала на государственном
телевидении. И сама делала довольно дорогостоящие передачи. Весь
этот золотой фонд, который был создан телевидением 60 - 80-х
годов, с точки зрения сегодняшнего дня - дорогостоящий. Зато с *
точки зрения тех "старых" времен деньги, которые тратились на
создание этих программ, просто давались государством. Их не нужно
было выклянчивать или зарабатывать. Они вроде как были положены.
Поэтому мне бывает довольно унизительно и попросту непривычно *
просить денег. К тому же мы еще многого не умеем. Мне нравится,
как подает, как рекламирует себя НТВ. Может, реклама - двигатель
не только торговли, но и культуры?
- Удивительно, что у вас никаких похоронных настроений, вы
все время - о рабочих перспективах! Отправляясь к вам в гости, я
была абсолютно уверена, что услышу, как сокращают время вещания
канала "Культура", или вообще закрывают канал, или, прости
Господи, отдают частоту коммунистам, или вот-вот поменяют
"руководящий состав"...
- Да уж, на телевидении есть такая "старая добрая" традиция:
как только приходит новый председатель и его представляют
коллективу, все тут же начинают говорить, что его снимают, и уже
"наверняка" знают, куда его назначают и даже кто идет на его
место. Как только появляется значимый проект - тут же разговоры о
том, что он не состоится.
- Кстати, лично про вас вообще никаких слухов - ни до, ни
после назначения. У вас железная репутация.
- Не знаю, как репутация, но закалка точно железная. Я пришла
на телевидение, когда мне не было и восемнадцати лет. И меня
сначала не брали "по возрасту"! Я работала в редакции литдрамы,
которая в какой-то степени похожа на канал "Культура". Готовила
передачи, снимала театральные спектакли. Наконец, меня назначили -
да, да, я не оговорилась, элементарно назначили - делать программу
"Вокруг смеха".
- Что вы говорите?! Как-то вы... не ассоциируетесь с этим
жанром.
- Мне всегда говорил Жванецкий: "У тебя очень хороший вкус,
но нет чувства юмора". Наверное, потому, что я выросла в весьма
интеллигентной семье, я вырезала из текстов программы все
жаргонизмы - меня они страшно коробили. Хотя мне объясняли, что
это такой юмор, что без "упрощенной" лексики этот жанр не
существует... Я была единственным и постоянным редактором этой *
программы, делали мы ее с режиссером Гарием Черняховским - в то
время режиссером Театра Вахтангова. Прекратили мы ее делать в тот
момент, когда я перешла на ВГТРК. А уж это произошло, когда
закончилась та удивительная атмосфера, которая была в редакции
литдрамы. Пришел очередной главный редактор, который, в частности,
интересовался: не маловато ли у нас русских в программе? Я
подумала, что стоит перейти на другой канал. Мы потом еще сделали
несколько выпусков "Вокруг смеха" уже на канале "Россия", но
возникли какие-то сложности, в том числе и политические, да и сам
жанр, как мне казалось, в упадке и выдохся...В общем, по
сравнению с тем, сколько я хлебнула на этой передаче, все
остальное кажется - тьфу, ерундой. Авторы программы "Вокруг
смеха", похоже, считали, что у меня не слишком хороший характер.
Один из них как-то сказал: "Ну, наверное, ты когда-нибудь будешь
Стеллой Ждановой" (тогдашний зам.пред. "Останкино", известная
своим крутым нравом. -Ред.). Я ответила: "Уж этого никогда не
случится". А потом было довольно много предложений что-то
возглавить, но я всегда от этого уходила. Сейчас считаю, что
правильно делала. И честно скажу - если бы не Михаил Ефимович, я
бы на должность руководителя канала "Культура" тоже не
согласилась.
- Так вы ему преданы!
- Я его просто очень давно знаю, и он заводной человек, а
главное - человек Культуры. Такого руководителя на телевидении не
было давно. Честно говоря, я думала о ТВ-Центре. Но осталась.
Потому что здесь была возможность достичь какого-то результата,
который только от тебя и зависит. Хотя до сих пор я думаю, не
совершила ли ошибки, перейдя на административную работу? Пройдет
немного времени, может, вернусь к работе творческой. А пока - *
читаю чужие сценарии и считаю несуществующие деньги.
ЕЛЕНА РЫКОВЦЕВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий