суббота, 8 марта 2014 г.

Ромео и Джульетта



11 марта 1302 года, согласно Шекспиру, были обручены Ромео и Джульетта. Сама же пьеса, по предположениям историков, появилась на свет более 400-х лет назад. С тех пор ни один театр не обошел своим вниманием эту трагическую историю любви. За все время было поставлено свыше десятка тысяч спектаклей (почти в каждом театре каждого города Европы и Америки в репертуаре есть эта пьеса). Первым же исполнителем роли Джульетты, как оказалось, был мальчик — Роберт Гуф играл все женские роли в театре “Глобус”, который и создал, собственно, Шекспир. Позже стали появляться постановки в стиле модерн, где главные герои, например, прямо на сцене совершают интимный акт (Голландский свободный театр), либо спрыгивают с 5-метровой высоты (в сцене на балконе). В середине 2000-х особой популярностью пользуются мюзиклы (причем российский вариант французского Roméo et Juliette для влюбленной пары закончился свадьбой в реальной жизни).


Первая заметная украинская постановка шекспировской пьесы состоялась в Киевском театре им. Леси Украинки еще в 1955 году (режиссер Б. Норд), причем роль Ромео тогда исполнил 30-летний Николай Рушковский (сейчас народный артист Украины). “К сожалению, спектакль шел, кажется, года три-четыре, но все равно эта роль в моей жизни оставила глубокий след, — признался нам Николай Николаевич. — Шекспир — это вообще школа для любого актера, и, как мне кажется, возраст Ромео, как и самой Джульетты, не имеет большого значения. Чувствую ли я себя до сих пор Ромео в душе? Да вы что, это было бы ненормально, тем более у меня же борода!”.


В образе 13-летней Джульетты — Алиса Фрейндлих, которой на тот момент уже было 30 лет!


В России же одну из первых Джульетт на подмостках сыграла еще совсем юная Алиса Фрейндлих (“Служебный роман”). “Ну как юная, мне тогда было уже 30, — говорит 77-летняя актриса. — Хотя именно для этой героини обязательно нужен жизненный опыт. И если бы я сейчас могла, я бы сыграла Джульетту уже так, как точно знаю и вижу ее... Но, как говорится, если бы молодость знала, а старость могла”.


ПЕРВУЮ В КИНО ДЖУЛЬЕТТУ СЫГРАЛА ЖЕНА РЕЖИССЕРА


Первая экранизация пьесы состоялась в 1902 году, благодаря французскому режиссеру Жоржу Мельесу. Естественно, фильм был немой и черно-белый (он даже не сохранился), а вот одной из первых Джульетт на экране считается звезда немого кино Теда Бара, жена режиссера фильма.


ВПЕРВЫЕ ВЛЮБЛЕННЫЕ РАЗДЕЛИСЬ ЕЩЕ В 1968 ГОДУ


Легендарный фильм Франко Дзеффирелли 1968 года признан лучшей экранизацией пьесы (4 номинации на “Оскар” и первая обнаженная сцена влюбленных на экране). Главные герои (16-летняя Оливия Хасси и 17-летний Леонард Уайтинг) были выбраны из 800 молодых артистов, и впоследствии признались, что на съемках у них был роман.


ВЕРОНУ СНИМАЛИ В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ, А ДЖУЛЬЕТТУ — В ПАРИКЕ


Самая современная инсценировка пьесы вышла в 1996 году, где главные роли, детей мафиози, сыграли 21-летний Леонардо Ди Каприо и 16-летняя Клер Дэйнс (в фильме носит парик). Причем на роль последней пробовались Натали Портман, Кейт Уинслет и Риз Уизерспун. Все действия перенесены в Лос-Анджелес, где Джульетта убивает себя не ножом, а выстрелом из пистолета.


РОМЕО-ГНОМ ЗАПЕЛ СЕРЕНАДУ ГОЛОСОМ ЭЛТОНА ДЖОНА


В мультяшной интерпретации трагедии Шекспира противоборство происходит между семьями садовых гномов. Естественно, все заканчивается хэппи-эндом, а Элтон Джон написал всю музыку к фильму и спел за героев.


САМЫЙ СТЕБНЫЙ ФИЛЬМ ХОТЕЛИ ЗАПРЕТИТЬ


В “антиголливудском” фильме студии “Тром” — “Тромео и Джульетта” (1996 год) няня Джульетты — лесбиянка, жена Монтекки изменила мужу с Капулетти, который владеет порнокинотеатром. Сами же влюбленные не вылезают из постели.


ВЛЮБЛЕННЫХ ВАРИАНТА 2012 ГОДА


Закончились съемки новой версии истории трагической любви, режиссером которой стал Карло Карлей (“Флюк”). Джульетту сыграет 15-летняя Хейли Стайнфелд (“Железная схватка”), а Ромео — 19-летний Дуглас Е. Лапейко



Ромео и Джульетта по-одесски это рок-опера


Бессмертная история о роковой любви перенесена во времена средневековья.


Режиссер-постановщик, хореограф — заслуженный деятель искусств России, лауреат международных конкурсов Георгий Ковтун. Кипение страстей, непримиримая вражда двух семей — кланов по характеру напоминают современные конфликты. Станислав Зайцев придумал трехэтажные сторожевые башни, которые легко становятся то городской площадью, то домом Джульетты, то склепом. Бои на сцене идут не шуточные. Потрясают акробатические трюки молодых актеров. Не каждый сможет петь, раскачиваясь в воздухе вниз головой.


ВО “ФРАНКО”: МЕРКУЦИО — “ОТЕЦ” РОМЕО, А ДЖУЛЬЕТТЕ — ВСЕГО 16


Главных героев постановки, которая идет в театре им. И. Франко, играют 25-летний Дмитрий Ступка и Лиза Марченко, которой в прошлом месяце только исполнилось 16. “Когда я поступила в театральный, мне было 14 лет, а сейчас я учусь уже на втором курсе, — рассказала нам Лиза. — У меня даже паспорта пока нет, а в театре я работаю только как приглашенная актриса”. По словам Лизы, на эту роль ее “сосватал” руководитель ее курса в Университете им. Карпенко-Карого Богдан Бенюк.


“Богдан Михайлович знал, что режиссер этого спектакля (Валентин Козьменко-Делинде. — Авт.) ищет новую Джульетту в свою постановку, — говорит актриса, — и предложил ему прийти к нам на репетицию, посмотреть, может, ему кто-нибудь подойдет. Когда режиссер зашел в аудиторию, я играла на скрипке и он сразу меня заметил, после чего пригласил уже в театр на пробы. Там режиссер решил показать меня Богдану Сильвестровичу Ступке (художественный рукодитель театра. — Авт.), как актрису. От волнения не помню, как читала монолог, но когда услышала от Богдана Сильвестровича “мне нравится, берем”, успокоилась.


По словам актрисы, она до последнего не знала, кто будет ее главным партнером. “Для меня не главное, что я играю со внуком Ступки, — говорит Марченко. — В первую очередь, он — талантливый актер, с которым комфортно находиться на сцене”. Кстати, несмотря на юный возраст, Лизу часто поджидают после спектакля поклонники у служебного входа. “И конфеты дарят, и в социальных сетях признания пишут, — говорит актриса, — но, как по мне, это не самый удачный повод познакомиться”.


ВНУК СТУПКИ. А вот исполнитель роли Ромео своего персонажа отождествляет в первую очередь... с самим собой. “Мне кажется, я — вылитый Ромео, — говорит 25-летний Дмитрий. — И по натуре, и по характеру. Чего греха таить, молодость у меня была бурной, и по балконам лазил, и в любви признавался, романтик хоть куда”. Как признался нам Дмитрий, то, что в спектакле его отец, Остап Ступка, играет Меркуцио, друга Ромео, ему как актеру совсем не мешает. “Дома мы роли свои не разбираем, — говорит актер. — Правда, папа иногда советует мне потише говорить, а то ему кажется, что я все время кричу. А вот дедушка с бабушкой за этот спектакль меня хвалили”. Кстати, по словам Дмитрия, когда кто-то из актеров случайно забывает свои слова, существует правило — не заканчивать строчку за автора пьесы. “Нам сказали не заниматься рифмоплетством, а просто идти дальше, — смеется актер. — А на что я потратил свой первый гонорар за эту роль, я и не вспомню, наверное, на свою девушку Лейлу”.


“МАСКИ-ШОУ”: В РОЛИ РОМЕО – 52-ЛЕТНИЙ БАРСКИЙ


Спектакль от комик-труппы “Маски-шоу” (пьесу осовременил Борис Барский, она идет в Одессе в “Доме клоуна”) родился еще в 99-м году, и, по словам Барского, который играет Ромео, пока актеры не собираются его покидать. “У меня есть мечта — выйти на сцену в образе Ромео в 80-летнем возрасте, — признался нам актер. — Я даже представляю, как мы с Наташей (Джульетту играет актриса Наталья Бузько. — Авт.) выезжаем на сцену в креслах-каталках”. По словам Барского, в этом спектакле он себя чувствует “органично, сухо и комфортно”. “Словно дитя в памперсе, — говорит 52-летний артист. — Я такой же влюбчивый и сентиментальный, чуточку ироничный и застенчивый, чудаковатый и блаженный. Правда вместо балконов я в молодости по крышам лазил. Кстати, у нас был случай, когда один из актеров на гастролях запил и не смог выйти на сцену. Тогда режиссер Георгий Делиев снял его со спектакля, и нам пришлось говорить текст примерно такого содержания: “Как жаль, что нет Меркуцио здесь с нами, Он тут сказал бы…”.


А вот как нам призналась Наталья Бузько, прежде чем выйти на сцену в образе Джульетты, она прочла пьесу “не менее тысячи раз”. “Мне вообще кажется, что чем старше женщина, тем лучше она знает, как надо играть Джульетту, как надо себя вести в юном возрасте и как вообще надо жить, — говорит Наталья. — Несравненная Галина Уланова в этой роли имела триумфальный успех в Лондоне в 1956 году, а ей, между прочим, тогда уже было 46 лет”. По словам Бузько, общего со своей героиней у нее мало: “Родителям о парнях я никогда не врала, да и из дома не убегала”.


В КИЕВСКОМ ТЮЗЕ: СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН


Актер Виктор Степаненко играл на сцене столичного Театра юного зрителя Ромео 10 лет (в этом году его сменил Алексей Петрожицкий). “В какой-то момент я почувствовал, что уже не подхожу внешне для роли 18-летнего юноши, — признается нам Степаненко. — Представьте, приходят дети, а тут дядя, которому уже 37, скачет в образе Ромео. Тем более в спектакле требовалось каждый раз залазить на плоскую трехметровую стену, а это, согласитесь, не просто”. А вот для 28-летней Марины Андрошук (до нее Джульетту играла 38-летняя Анжелика Гирич (на фото) эта роль навсегда оставила приятный след в душе. “Во время репетиций у нас с Витей завязался роман, — говорит актриса. — И лично мне это только помогало в процессе работы. Правда, сейчас между нами ничего нет”.


НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ: ЮНОШУ ИГРАЕТ МНОГОДЕТНЫЙ ОТЕЦ


Премьера спектакля в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра состоялась еще в 2005-м, а уже через год постановка отхватила сразу четыре награды театральной премии “Киевская пектораль”. “Когда режиссер Алексей Иванович Лисовец пригласил меня в этот спектакль, я поначалу думал, что он видит во мне Тибальта, а никак не Ромео, — признался нам исполнитель главной роли Ахтем Сеитаблаев. — Ведь на тот момент мне уже было 32 года. Но как мне потом рассказал Лисовец, именно таким он хотел видеть своего героя — опытным, уверенным в себе, серьезным”. По словам актера, труднее всего ему далась сцена, когда он прячется под кроватью няни Джульетты. “Когда я раньше нырял под кровать, все время ударялся лбом о ножку — спустя два года пришлось даже операцию делать, но ничего, теперь аккуратнее прячусь, — смеется Ахтем. — А вообще после этого спектакля у меня сложилось суеверие: если во время репетиций проливается чуть-чуть моей крови, значит спектакль не пройдет незамеченным”. Кстати, несмотря на то, что в пьесе Ромео и Джульетта даже не помышляют о детях, у Сеитаблаева уже четверо детей!


А вот исполнительница роли Джульетты, Ольга Лукьяненко, называет эту роль главной на данный момент в жизни. “Когда меня взяли в спектакль, я еще училась на третьем курсе, — призналась нам 27-летняя актриса. — За это время моя героиня сменила множество причесок (даже “ежик” был) и цвет волос: от блонд до рыжего”.

Комментариев нет:

Искусственный интеллект и Карузо: история одного музыкального розыгрыша

  Таки я вам расскажу, что недавно сотворил! Представьте себе: сижу я за компьютером, попиваю кофе и думаю – чем бы удивить нашу литературну...