Згарды (в единственном числе "Згарда", мужского рода) - это обереги в виде специфической формы крестов. Згарды - дохристианские ,символы и церковь относилась к ним довольно неодобрительно. Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного украшения, по несколько штук. У мужчин были кольца с подобный символикой.
О згарды, о том как менялась их форма и наслаивались христианские символы - статья "Гуцульские украшения" Ярославы Ткачук и Марии Кубик:
"Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов, насквозь проникнута элементами древней, дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до ХХ века сохранились традиции старославянского искусства. Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений, был древнеславянский солярный культ, который воспевал первоначальное земледелие и скотоводство, где решающим фактором считались животворная солнечная сила.
Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до н аших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты, выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до н аших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты, выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ.
Ассимиляции, в первую очередь, понесла именно солярная символика, что выражалось в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда, состоящие из одной или из двух (и редко - больше) низкие дисков или крестов. Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые, пластины, украшенные чеканным или ажурным орнаментом.
При первом взгляде на Згарды бросается в глаза диспропорция между размерами Чепраги и Згарда. Чепраги, как правило, имеют большие, совсем неоправданные их утилитарной функции, размеры.
Некоторые из них достигают 6-7 см. В диаметре, что говорит об их особое место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ - призван охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символики: колесо с восемью, шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Некоторые из них достигают 6-7 см. В диаметре, что говорит об их особое место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ - призван охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символики: колесо с восемью, шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Ту же роль играл архаический тип Згарда, состоящий из круглых, солнцеподобных медальонов, похожих на Чепрага, украшенных шестилепестковый розеткой или другими подобными солярными эмблемами. Характерной чертой таких Згарда является вписывание в круг их дисков равноконечного креста с четырьмя малыми кругами между плечами. Эти крестообразные мотивы, имея дохристианское происхождение, были солярные знаки.
Но постепенно, шаг за шагом, дисковидные солярные знаки в Згарда приобретают крестообразные формы. Солнце-подобные диски в Згарда заменяются крестиками с равными ветвями, промежутки между которыми заполнялись лучами. Крестики, как правило имели одинаковую форму и размеры. «Впоследствии кресты теряют равно размерность: одна из ветвей становится длиннее и крест набирает черты, уже специфической христианской культовой формы. Именно на крестах такого типа, появляются рельефные распятия, с чертами примитивной пластики. Но и чисто христианские кресты еще несут на себе много остатков языческой символики. Так, на конце ветвей этих крестов время встречаем солярные розетки или кружки ». Такие кресты служили как частью Згарда, так и самостоятельным украшением. Их носили преимущественно мужчины (реже женщины) на цепочках. Цепочки в зависимости от техники исполнения имели такие фoрма: круглые, плоские, продолговатые плетеные, перевитые.
И еще о кольцах, которые также имели особое значение (с той же статьи):
"Отдельную группу гуцульских украшений составляют перстни и кольца, отлитые из латуни, бронзы и нейзильбера"
На Гуцульщине были распространены два типа колец: для ношения на руках и для соединения нашейных платков, которые дарили девушки ребятам. В обоих случаях они связаны идеей брака Их орнаменты богаты символическим содержанием, в котором заложены идеи непрерывности жизни, продолжение рода, предохранения семейного очага.
Внешняя поверхность кольца украшалась рельефным или гравированным орнаментом. Последний, как правило, состоял из пары ромбов, в которые вписаны солярные кресты, или солярные кружки. Иногда эти солярные знаки соединены в одну фигуру. Исходя из обрядового назначения колец, можно считать, что такие изображения символизируют брачную пару - супругов.
В других случаях до двух кружков, в ромбе, добавляется еще два кружка между ромбами. Такая орнаментальная схема широко употреблялась в декорировании гуцульских украшений, выступая как вариант солярного креста. Существует гипотеза, что этот знак является символом новой построенного дома. В таком случае это изображение полностью совпадает с брачной идеей нового хозяйства молодоженов. Такой прием отделки колец прочно сохраняется и в современных гуцульских изделиях.
Этот орнаментальный мотив часто встречается на перстнях в форме кольца .. Перстни с круглым щитком декорировались орнаментом, который повторял солярные мотивы Чепрага: шести лепестковые розетки, солярные кресты, концентрические кольца, лучи и т.д. Орнамент гравировался и дополнялся цветной замазкой, имитировала эмаль.
Народную культуру гуцулов метко охарактеризовал М. Коцюбинский: "Гуцулы - оригинальный народ с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами, населяющих леса, горы и воды. Христианством он воспользовался лишь для того для украшения языческий культ.
Вот почему кольца, перстни, как и другие виды украшений с присущими им архаичными чертами, пользовались среди горцев большим спросом. Они были неотъемлемыми атрибутами праздничного и свадебной одежды. Поэтому народные умельцы Гуцульщины с большой любовью делали эти украшения, вкладывая в них свою творческую фантазию. Гуцульские украшения являются прекрасными образцами народного творчества, которые свидетельствуют о больших художественные способности народных мастеров Гуцульщины. Ярким доказательством этого является коллекция Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины им. И. Кобринского, который хранит большое количество образцов различных видов гуцульских украшений, начиная с XVII века. »
Взято с http://www.diary.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий